?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Н.Е.Айзенберг. «Мещанин во дворянстве», комедия Ж.-Б. Мольера. Эскиз костюмов.Николь и Ковьель


Частная коллекция В. В. Соляникова, представленная на выставке в Музее личных коллекций, заслуживает внимания уже самой направленностью собирательства. Её тема – памятники русского театра, а ядро её – это собрание театрально-декорационных работ русских и советских художников конца XIX – середины XX века.
По своему характеру коллекция В. В. Соляникова является историко-художественной, поскольку в её состав входят самые разнообразные материалы: эскизы декораций и костюмов, а также сами костюмы, афиши, программы, плакаты, портреты, фотографии, книги. На сегодняшний день в собрании насчитывается около 2000 единиц. Несмотря на то, что оно содержит работы некоторых художников второй половины XIX века, хронологически в нём представлен прежде всего последующий период – первая половина XX века.


Интерес, возникший у собирателя к этому периоду истории русского театра, вполне закономерен. Именно в это время в русском театрально-декорационном искусстве формируются новые направления, которые в дальнейшем определят пути развития как европейского, так и мирового театра. С одной стороны, это было обусловлено приходом в театр таких выдающихся художников-станковистов, как М. Врубель, В Серов, К. Коровин, А. Головин, и затем – А. Бенуа, Л. Бакста, М. Добужинского, Н. Сапунова, С. Судейкина и многих других. С другой стороны – огромным стимулом для развития декорационного искусства стало творчество выдающихся режиссёров К. Станиславского, А. Таирова,Вс. Мейерхольда. Новый «режиссёрский театр» во многом определил основные принципы художественного решения сценического пространства, которые не потеряли своей актуальности до сих пор. Такие виды и типы театральной декорации, как живописное панно, строеная декорация и единая сценическая установка были выработаны и достигли своего наивысшего воплощения именно на исходе XIX века и в первые десятилетия следующего, XX века.
Один из значительнейших этапов в истории русского театра связан с деятельностью художников объединения «Мира искусства», много и на редкость плодотворно работавших в театре. Их искусство достигло наивысшего расцвета в «Русских сезонах» – антрепризе русского музыкального театра за границей под руководством С. Дягилева. Балетные спектакли с участием А. Павловой, Т. Карсавиной, В. Нижинского, в оформлении А. Бенуа, Л. Бакста, К. Коровина, показанные на сценах Парижа и Лондона, произвели настоящую сенсацию и оказали огромное влияние на западноевропейское искусство. Русский балетный театр получил мировое признание, а такие его представители, как танцовщик В. Нижин-ский или художник Л. Бакст стали кумирами целого поколения. Однако и на драматической сцене работа художников этого творческого объединения достигала таких же высот. Не случайно спектакли, оформленные М. Добужинским, А. Бенуа, С. Судейкиным, неизменно становились событием художественной жизни своего времени.
Еще одно крупнейшее явление отечественного театра 1920-х годов носит название авангарда, в который входили такие направления, как кубо-футуризм и театральный конструктивизм. Это направление представлено именами режиссеров Вс. Мейерхольда, А. Таирова и Евг. Вахтангова. Что касается художников, среди них необходимо упомянуть, прежде всего, В. Татлина, А. Лентулова, А. Экстер, Н. Эрдмана, Л. Попову – мастеров, работавших в Москве, а также ленинградских художников – Т. Бруни, М. Левина, Е. Якунину, В. Ходасевич. В коллекции В. В. Соляникова можно найти почти все упомянутые выше имена. Есть также ряд художников, театральное творчество которых представлено особенно объёмно. Так, например, в коллекции насчитывается более 50 эскизов М. Добужинского, работавшего на различных сценических площадках как в России, так и за границей. В собрании имеется больше 30 работ Ф. Федоровского, долгое время занимавшего пост главного художника Большого театра. Этот художественный материал относится к 1914 – 1950 годам, охватывая практически весь период его творчества. Не менее многочисленно и собрание работ Н. Айзенберг, художницы, чьё творчество неразрывно связано с таким уникальным эстрадно-театральным явлением 1920-х годов, как «Синяя блуза». Есть в составе коллекции и целый блок декорационных работ, объединенных именем режиссёра К. Марджанова. В него входит целая серия эскизов декораций и костюмов художников М. Домра-чёва, А. Радакова, К. Зданевича к постановкам в Петербурге, Москве и Тбилиси.
Кроме декорационного искусства, коллекция включает в себя и другие виды материала по истории русского театра.
Нельзя, например, обойти вниманием небольшую, но тщательно отобранную галерею портретов театральных деятелей. К ним относится уникальный, выполненный неизвестным художником начала XIX века, портрет И. Дмитревского, одного из основателей русского профессионального театра и, по существу, первого театрального педагога. Актёр вместе с Ф. Волковым начинал свою творческую деятельность в труппе «охочих комедиантов» – актёров-любителей города Ярославля. Не меньший интерес представляют живописный портрет Т. Карсавиной работы художника А. Эберлинга, а также портретные зарисовки К. Станиславского и О. Книппер-Чеховой, сделанные М. Добужинским, и карандашный портрет С. Лифаря работы Б. Григорьева. Особого внимания заслуживает акварельный портрет Софьи Васильевны Сухово-Кобылиной, сестры драматурга, сыгравшей существенную роль в судьбе своего знаменитого брата. Софья Васильевна известна ещё и тем, что стала первой женщиной-художницей, получившей Золотую медаль Академии художеств за свои живописные пейзажи.
В состав коллекции входит и значительный фотоматериал, посвященный актёрам в ролях и в жизни, сценам из спектаклей. Хорошо представлены спектакли раннего Художественного театра – такие как «Дядя Ваня» (1899), «Власть тьмы» (1902), «Вишнёвый сад» (1904), «Месяц в деревне» (1909) и другие. Актерские персоналии включают в себя фотографии В. Качалова, М. Бабановой, М. Дальского, М. Германовой, Ю. Юрьева и других замечательных актеров. Раздел балетного театра включает в себя редкие фотографии Г. Улановой, М. Плисецкой, Т. Вечесловой, Н. Дудинской, Е. Люком, А. Мессерера, К. Сергеева. Жемчужиной этого собрания по праву можно считать серию редчайших фотографий участников постановки комедии М. Кузмина «Венецианские безумцы» в доме Е. П. и В. В. Носовых, сделанные на фоне декораций этого любительского спектакля, оформленного С. Судейкиным. До недавнего времени он был известен только по эскизам костюмов, воспроизведённых в книге, вышедшей в 1915 году в издательстве А. Кожебаткина и посвященной этому событию.
Особого упоминания заслуживает также собрание афиш в коллекции В.В. Солянникова. Среди них есть небольшая подборка, которая с полным основанием может считаться гордостью собрания. Это одиннадцать афиш театра ГОСТИМ (Государственный театр им. Вс. Мейерхольда), которыми представлены шедевры постановок Мастера – спектакли, вошедшие в сокровищницу отечественного театра: «Лес» (1924), «Горе уму» (1928), «Баня» (1930).
Сравнительно недавно коллекция пополнилась и несколькими костюмами, созданными по эскизам Л. Бакста.
Коллекция включает в себя и книжное собрание, тематику которого также определяет история отечественного театра.
Коллекция, принадлежащая В. В. Солянникову, ещё очень молода. В 2006 году она была впервые представлена публике в посвященном ей альбоме. Однако увлечённость её владельца, его упорство и целеустремлённость служат залогом дальнейшего пополнения этого интересного собрания. Хочется надеяться, что нынешняя выставка послужит тому, чтобы оно было востребовано отечественной культурой.
Т. Б. Клим




Костюм для испанского танца.
Принадлежал танцовщику «Русских сезонов» Ф.М. Козлову. 1910-е
Бархат, атлас, шёлк, хлопчатая ткань, кружево металлизированное, кружево нитяное, блёстки металлические, канитель, бусины стеклянные, тесьма золотная, бисер металлический
Болеро 41 х 40
Длина кюлотов 79
Костюм сшит из синего бархата, украшен декоративной отделкой из металлизированного кружева, шитьём золотными нитями (канитель), блёстками и подвесками, выполненными из стеклянных бусин и бусин, обмотанных серебряными нитями. Болеро синего бархата на подкладке из голубого атласа. Рукава длинные с отделкой металлизированным кружевом и металлическими блёстками. Курточку украшают щитки, нашитые на плечи и часть груди, расшитые по всей поверхности блёстками, канителью. На щитках и рукавах имеются подвески из стеклянных и обмотанных серебряными нитями бусин. Жилет и штаны дополняются воротником и манжетами из нитяного кружева белого цвета.











Костюм Тамары к балету на музыку М. А. Балакирева «Тамара»
Выполнен по эскизу Л. Бакста Балле рюс де Монте-Карло, 1930-е Шёлк, шифон, металлический сутаж, 118x85
Костюм женский синего шёлка с двойными рукавами и двойной юбкой. Украшен аппликацией из «серебряного» галуна, металлическими ромбовидными нашивками по подолу, и металлическими ажурными пуговицами. На талии вставка из белого муслина, заложенного мелкими складками. Платье дополняет шапочка полусферической формы из чередующихся полос металлизированной тесьмы и атласа синего и оливкового цвета.








Костюм шаха Зеемана к балету на музыку Н.А. Римского-Корсакова «Шехеразада». Выполнен по эскизу Л. Бакста. Балле рюс де Монте-Карло. 1930-е
Шёлк, хлопчатая и льняная ткань, галун, аппликация, 117x204
Кафтан отрезной в талии с двойными полами и двойными рукавами. Костюм украшен отделкой золотным галуном и шёлковой репсовой лентой. На груди – два ряда металлических пуговиц серебристого цвета.








Л.Кякшт в роли Феи бриллиантов в балете на музыку П. И. Чайковского «Спящая красавица». Мариинский театр, Петербург, 1908
Фотография





О.Преображенская в роли Авроры в балете на музыку П. И. Чайковского «Спящая красавица». Мариинский театр, Петербург, 1906
Фотография





М.Фигнер в роли Валентины в опере Дж. Мейербера «Гугеноты».
С автографом: Милейшему Василию Яковлевичу Пилипас на добрую память от Медеи Фигнер 1912 г.
Фотография





Г.Уланова в роли Корали в балете на музыку Б. В. Асафьева «Утраченные иллюзии». ГАТОБ им. С. М. Кирова, Ленинград, 1936
Фотография





А. Г. Эберлинг. Портрет Т. Карсавиной. Ок. 1908




Б. Д. Григорьев. Портрет С. Лифаря. 1930-е




Неизвестный скульптор. Посмертная маска А. Павловой




А. Н. Бенуа. «Дама с камелиями», драма А. Дюма-сына. Эскиз декорации III акта
А. Бенуа исполнил эскизы декораций и костюмов для спектакля с И. Рубинштейн в главной роли. В работе над образом Маргариты Иде Рубинштейн помогала Сара Бернар. Дебют состоялся в 1923 г. после смерти великой актрисы. Спектакль прошел 50 раз.




А. Н. Бенуа. «Тартюф», комедия Ж.-Б. Мольера. Эскиз костюма. Оргон




А. Я. Головин. «Королева мая», пастораль К.-В. Глюка. Эскиз костюма. Лизетта




М.В.Добужинский. «Бесовское действо над неким мужем, а также Прение Живота со Смертью», пьеса А. М. Ремизова. Эскиз декорации

М. В. Добужинский вспоминал о своей работе над спектаклем: «Декорацию всего спектакля я сделал двухъярусной <...>. Я думаю, идея родилась у меня и Ремизова одновременно и, может быть, все-таки по ассоциации со средневековыми мистериями. Оркестра в пьесе не было <... >. Таким образом, место, занимаемое музыкантами, могло быть также использовано для представления. Там, в этом нижнем ярусе был «Ад» с рядом арок, как будто пещер, ведущих в подполье под пол сцены и освещенных «адским пламенем». <...> Пролог проходил на фоне спускного занавеса – сцена была неглубокая, а за декорацией пролога стояла уже другая декорация – самого «действа» – белая стена монастыря с башней и воротами в духе игрушек Троице-Сергиевой лавры, на черном небе из-за нее выглядывали золотые и синие купола и шпили. С одного бока стояла лилового цвета часовня с серебряной дверью, а с другой – слоистая гора с пещерой Змия – обе кулисы в иконном стиле. Посредине был сооружен колодезь, тоже, как стена, в «лаврском» стиле, с колонками и куполком. Тут происходило «бесовское действо», искушение некоего мужа.» (Цит. по М. В. Добужинский. Воспоминания. М. 1987. СС. 231–232)





М.В.Добужинский. О. Л. Книппер-Чехова в роли Натальи Петровны в комедии И. С. Тургенева «Месяц в деревне». 1910




В. И. Шухаев. «Золото Рейна», опера Р. Вагнера. Эскиз костюма. Альберих




В. И. Шухаев. «Золото Рейна», опера Р. Вагнера. Эскиз костюма. Вотан




В. И. Шухаев. «Золото Рейна», опера Р. Вагнера. Эскиз костюма. Фро




Б. И. Анисфельд. «Королева Фьяметта», опера К. Леру. Эскиз мизансцены




М. Ф. Домрачёв. «Виндзорские проказницы», комическая опера О. Николаи. Эскиз костюма. Доктор Каюс, француз




М. Ф. Домрачёв. «Виндзорские проказницы», комическая опера О. Николаи. Эскиз костюма. Сэр Джон Фальстаф




М. Ф. Домрачёв. «Виндзорские проказницы», комическая опера О. Николаи. Эскиз костюма. Анна Педж




М. Ф. Домрачёв. «Виндзорские проказницы», комическая опера О. Николаи. Эскиз костюма. Ним, кавалер из свиты Фальстафа




М. Ф. Домрачёв. «Тайный брак», комическая опера Д. Чимарозы. Эскиз костюма. Джеронимо




М. Ф. Домрачёв. «Тайный брак», комическая опера Д. Чимарозы. Эскиз костюма. Первая «покупщица»




М. Ф. Домрачёв. «Тайный брак», комическая опера Д. Чимарозы. Эскиз костюма. Паолино




М. Ф. Домрачёв. «Тайный брак», комическая опера Д. Чимарозы. Эскиз костюма. Лизетта




М. Ф. Домрачёв. «Тайный брак», комическая опера Д. Чимарозы. Эскиз костюма. Вторая «покупщица»




М. Ф. Домрачёв. «Тайный брак», комическая опера Д. Чимарозы. Эскиз костюма. Граф Робинзон




А. А. Радаков. «Дон Паскуале», опера Г. Доницетти. Эскиз декорации. В доме дона Паскуале




А. А. Радаков. «Дон Паскуале», опера Г. Доницетти. Эскиз занавеса




А. А. Радаков. «Дон Паскуале», опера Г. Доницетти. Эскиз костюма. Дон Паскуале




А. А. Радаков. «Дон Паскуале», опера Г. Доницетти. Эскиз костюма. Норина, молодая вдова




А. А. Радаков. «Дон Паскуале», опера Г. Доницетти. Эскиз декорации. В саду дона Паскуале




«Венецианские безумцы», комедия М. А. Кузмина Эскиз костюма. Нарчизетто
Спектакль «Венецианские безумцы» был сыгран лишь один раз для очень узкого круга зрителей.
Образное решение спектакля принадлежало С. Судейкину, который создал эскизы костюмов для актеров-любителей – членов семей легендарных московских богачей – Носовых, Рябушинских, Высоцких, Гиршманов, Манташевых. Эти эскизы знакомы исследователям – они опубликованы в качестве иллюстраций в роскошном издании текста самой комедии М. Кузмина в 1915 г.
Об остальном оформлении известно только из прессы: «Изысканное зрелище – вот первое и доминирующее впечатление от спектакля...» Представленные на выставке фотографии участников спектакля впервые дают возможность познакомиться с декорациями С. Судейкина.
Еще занятнее увидеть самых стильных красавиц «Серебряного века», известных по портретам лучших русских художников, в костюмах «Золотого века» венецианской комедии.




Участники спектакля «Венецианские безумцы» в доме Е. П. и В. В. Носовых в Москве на Введенской площади
Фотография




Участники спектакля «Венецианские безумцы» в доме Е. П. и В. В. Носовых в Москве на Введенской площади. На втором плане справа художник С. Ю. Судейкин и постановщик П. Ф. Шаров.

«Художник постановки С. Ю.Судейкин проявил все богатство своей фантазии, всю остроту своего пряного вкуса в декорациях, в панно, украшавших стены импровизированного театрального зала, и, в особенности, в костюмах, которые были решительно превосходны: сочетание красного и черного, синяя и фиолетовая гамма лунного света, характерные для Судейкина сочетания черного с золотом и серебром, счастливые эффекты транспарантов, роскошь цветных тканей, драгоценных камней и кружев – все это составляло ту атмосферу изысканной пышности, атмосферу ночного празднества, с которой неразлучно представление о Венеции 18 века». (Газета «Утро России», 1914, №46, 25 февраля, С. 6)





С. Ю. Судейкин.«Беглая», оперетта Н. Н. Евреинова. Эскиз костюма. Помещица




С. Ю. Судейкин. «Беглая», оперетта Н. Н. Евреинова. Эскиз костюма. Гусар




С. Ю. Судейкин. «Беглая», оперетта Н. Н. Евреинова. Эскиз костюма. Ходулин-жених




С. Ю. Судейкин. «Беглая», оперетта Н. Н. Евреинова. Эскиз костюма. Второй Лжесвидетель




С. Ю. Судейкин. «Беглая», оперетта Н. Н. Евреинова. Эскиз костюма. Поросятин Африкан Африканович, помещик




С. Ю. Судейкин. «Беглая», оперетта Н. Н. Евреинова. Эскиз костюма. Помещица




С. Ю. Судейкин. «Беглая», оперетта Н. Н. Евреинова. Ходулин, гость из Петербурга Эскиз костюма для I действия




С. Ю. Судейкин. «Беглая», оперетта Н. Н. Евреинова. Эскиз костюма. Бижу – француз, гувернёр, дирижёр и парикмахер




.С. Ю. Судейкин. «Беглая», оперетта Н. Н. Евреинова. Эскиз костюма. Поросятин Африкан Африканович, помещик




.С. Ю. Судейкин. «Беглая», оперетта Н. Н. Евреинова. Эскиз костюма. Поросятин Африкан Африканович, помещик




С. Ю. Судейкин. «Беглая», оперетта Н. Н. Евреинова. Эскиз костюма для интермедии «Наркис и Эхо». Наяда




С. Ю. Судейкин. «Беглая», оперетта Н. Н. Евреинова. Эскиз костюма для интермедии «Наркис и Эхо». Наркис




С. Ю. Судейкин. «Беглая», оперетта Н. Н. Евреинова. Эскиз костюма для интермедии «Наркис и Эхо». Князь-Аполлон




С. Ю. Судейкин. «Беглая», оперетта Н. Н. Евреинова. Эскиз костюма для интермедии «Наркис и Эхо». Нимфа Эхо




С. Ю. Судейкин. «Беглая», оперетта Н. Н. Евреинова. Эскиз костюма для интермедии «Наркис и Эхо». Морфей с цветком мака




С. Ю. Судейкин. «Беглая», оперетта Н. Н. Евреинова. Эскиз костюма для интермедии «Наркис и Эхо». Прорицатель Тирезий, отец нимфы Эхо




С. Ю. Судейкин. «Беглая», оперетта Н. Н. Евреинова. Эскиз костюма для интермедии «Наркис и Эхо». Грек




А. А. Экстер. «Ромео и Джульетта», трагедия В. Шекспира. Ромео. Эскиз костюма





Н.Е.Айзенберг. «Мещанин во дворянстве», комедия Ж.-Б. Мольера. Эскиз костюмов.Николь и Ковьель




Н. Е. Айзенберг. «Мещанин во дворянстве», комедия Ж.-Б. Мольера. Эскиз костюмов. Люсиль и Клеонт




К. М. Зданевич. «Мальштрем», пьеса Гр. Т. Робакидзе. Эскиз декорации. Вариант




К. М. Зданевич. «Мальштрем», пьеса Гр. Т. Робакидзе. Эскиз мужского костюма




К. М. Зданевич. «Мальштрем», пьеса Гр. Т. Робакидзе. Эскиз мужского костюма




К. М. Зданевич. «Мальштрем», пьеса Гр. Т. Робакидзе. Эскиз мужского костюма




Г. М. Козинцев. «Женитьба», трюк в III-х актах, совершенно невероятные похождения Н. В. Гоголя. Эскиз костюма. Клоун с зонтиком. (персонаж, не использованный в окончательном варианте постановки)




Г. М. Козинцев. «Женитьба», трюк в III-х актах, совершенно невероятные похождения Н. В. Гоголя. Эскиз костюма. Дуняшка. (персонаж, не использованный в окончательном варианте постановки)




Г. М. Козинцев. «Женитьба», трюк в III-х актах, совершенно невероятные похождения Н. В. Гоголя. Эскиз костюма. Рыжий Фриц. (персонаж, не использованный в окончательном варианте постановки)




В. М. Ходасевич. «Вильгельм Телль», опера Дж. Россини. Эскиз костюма. Геслер, австрийский наместник




Б. Р. Эрдман. Эскиз эстрадного костюма для танцовщицы В. Друцкой




Ю. И. Пименов. «Травиата», опера Дж. Верди. Эскиз костюма. Флора Бервуа


Художник в зеркале сцены. Каталог выставки. М., 2009


Искусство - выражение самых глубоких мыслей самым простым способом.
А. Эйнштейн

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
lana_sv
Oct. 20th, 2009 05:58 pm (UTC)
даааа красота то какая
annakora
Oct. 20th, 2009 06:46 pm (UTC)
Аааааааааааааа!!! Чудо какое! А выставки такой не будет больше?
ziggyibruni
Oct. 21st, 2009 04:57 am (UTC)
Выставка закончилась 20 сентября.
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

Музей
tvoy_muzey
Новости Музея изобразительных искусств
Музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина

Latest Month

May 2014
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by phuck